Детсадовские радости или дошкольный стрессСтатья: Детсадовские радости или дошкольный стресс.
Цель позитивного воспитания - вырастить волевого,
но при этом готового к сотрудничеству ребенка.
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям. Ещё недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
Так нужен ли малышу детский сад? Что он дает ребенку? С какого возраста лучше отдавать туда детей? Нужны ли мини - садики и школы раннего развития?
Ответить на эти вопросы однозначно нельзя. Ребенку полезно и нужно посещать детское дошкольное учреждение. И самое лучшее начать, это в возрасте 1,5 - 2 лет.
Почему?
В этом возрасте ребёнок проживает кризис раннего детства. И его особенность: первое появление «Неть!» и стремление к физической самостоятельности. Ребёнок исследует мир, чтобы удовлетворить своё любопытство; познать свойство и назначение вещей; отметить своё место в мире; познать эмоционально окрашенное самоощущение - «Я есть посмотрите и примите меня... «
Дети, стремясь утвердить свое "я", тянутся к самостоятельности, относительной автономии существования. Они легче переносят разлуку с мамой, привыкают к воспитательнице, учатся с уважением относиться к взрослым. Именно в это время детсадовский режим благоприятно влияет на становление личности дошкольников, а их адаптация к новой социальной среде проходит менее болезненно.
Наименее благоприятный возраст ребенка для поступления в детский сад - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.
Небольшое отступление....
А что означает кризис?
В переводе с греческого слово кризис имеет много значений: решение, разделение, раздвоение, суждение, выбор и испытание. В переводе с китайского обозначает «опасность» и «шанс». Соединив эти два толкования мы можем, увидеть и проследить, что благодаря кризисам в нашей жизни, мы приобретаем некую перспективу - шанс к действию, к неким новым благим поворотам нашей жизни. А ребёнок, отрываясь, от мамы испытывает именно кризис.
Воспринимая понятие «кризис» как нечто негативное, мы упускаем возможность увидеть скрытый потенциал кризисной ситуации. Кризис - это поворотный пункт в сторону улучшения. Это шанс, который нам даёт судьба, чтобы начать новый жизненный виток на более высоком уровне.
Изходя из этого можно сделать вывод, что нам необходимо иметь знания и уметь использовать наиболее эффективно их в нашем развитии, а главное в развитии наших детей. В этом необходимо разбираться, только потому, чтобы избежать конфликтов, разочарований и т.п.. А самое главное помочь нашим детям качественно развиваться. А ребенок, отрываясь от мамы, испытывает именно кризис.
Детская психология рекомендует Теперь давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения детской психологии.
Во-первых, пребывание ребенка в любом дошкольном учреждении создает условия для развития у него самостоятельности. В саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, отправлять естественные потребности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Все эти премудрости они осваивают в детсадовской атмосфере за три-четыре месяца.
Во-вторых, в детском саду больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей.
В-третьих, посещение детсадовской группы формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. Это обстоятельство особенно важно для единственных детей в семье. В процессе общения дошкольники учатся ждать своей очереди, делиться тем, что имеют, умерять личные желания. Дети не просто привыкают друг к другу, а устанавливают достаточно тесные отношения. При этом, подражая, учатся у сверстников тому, чего не умеют сами.
В-четвертых, преимуществом пребывания ребенка в детском коллективе является избавление его от эгоцентрических установок. Эгоцентризм ребенка проявляется как стремление судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицать все, что не отвечает собственным интересам. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4 - 4,5 года, а при домашнем воспитании эгоцентрические установки исчезают только к 5 - 6 годам, а иногда сохраняются и до 7 - 8 лет.
В-пятых, в условиях детского сада исчезает установка "Я - МОЕ", актуальной становится установка "НАШЕ - ОБЩЕЕ". Ребенок делится игрушками, помогает сверстникам, если они еще не научились, одеваться и раздеваться, объясняет правила игры тем, кто их не знает.
Большую роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста играет воспитатель, а именно первый воспитатель. Он прививает им навыки самообслуживания, учит общаться с ровесниками и взрослыми. Под руководством и воспитателя в процессе игровой и познавательной деятельности, наблюдений за природой и окружающим миром дети приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их всестороннего развития. Содержание, цели и задачи работы с детьми воспитатель планирует с учетом их возраста.
Также необходимо учитывать, что в любом возрасте погружение в атмосферу детсадовской общности может восприниматься некоторыми детьми, как насилие над личностью, как утрата индивидуальности. Тяжелые переживания могут принести к негативным формам поведения: истерикам, капризам, постоянному нытью по выходным, а иногда и к соматическим расстройствам - повышению температуры, болям в животе и жидкому стулу, обострению хронических заболеваний.
Путь в тысячу километров начинается с первого шага
Всегда следует подходить к этому вопросу индивидуально.
К сожалению, в муниципальных детских садиках практически отсутствует программа адаптации к детскому саду. Она, конечно, существует, но в большей степени на бумаге для комиссии, для отчётности. Цель данной программы: ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего. Поэтому наши малыши болеют, и показывают своё нежелание ходить в детский сад.
Ведь не всех детей в силу каких-то физических или психологических причин можно оторвать от дома, мамы и соответствующего домашнего режима.
В чём же заключается система программы адаптации?
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения.
Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев, а то и до года. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход.
С чего начинаются первые шаги
Мини - ясли в образовательном центре «Вавилон» для тех, кто хочет сделать адаптационный период перед посещением в детский сад более лёгким и безболезненным.
Для тех, кто не посещает детский сад, но хочет научиться дружить, играть, интересно и с пользой проводить время!
Итак, четыре основных момента:
1. Мы придерживаемся индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимаются дети постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
2. В первые дни ребёнок будет пребывать в группе не более 3часов.
3. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя осуществлятся в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детском яслям, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
4. Учитывается система воспитания и развития ребёнка в детской группе.
- Ребёнок научиться самостоятельности и навыкам самообслуживаниям
- Освоит навыки игровой деятельности в группе
- Ребёнок научиться общаться в коллективе, что развивает и приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов.
- Ребёнок научиться познавать своё «Я» в коллективе, и безболезненно пройдёт кризис раннего детства.
Первые шаги начинаются именно сейчас, и не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастёт и станет самостоятельным. Мы вместе можем помощь детям стать успешным и открытыми людьми во всей своей уникальности, которая дана каждому ребёнку от рождения.
Только подходя осознано к тем или иным обстоятельствам жизни, мы сможем сгладить неприятные ситуации, которые отбивают у детей желание посещать детские дошкольные учреждения, и сделать всё возможное, чтобы малыши с удовольствием ходили в детский сад, в школу....
Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
Педагог-психолог
Симонова Оксана Владимировна
|